Список документов
Урок математики в 1 кл. Закр. пройденного материала.

Шортандинская средняя школа № 1

учитель начальных классов

Нелипович Светлана Станиславовна.  

Урок математики в 1 классе.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Цели и задачи урока:

закреплять знания учащихся названий компонентов при сложении и вычитании, состава числа в пределах 10, закреплять умение решать задачи на сравнение, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение остатка;

развивать логическое мышление, память, внимание;

воспитывать отзывчивость, выносливость, бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска для просмотра слайд о животных и растениях Африки, населении, национальных парках, политическая карта мира, физическая карта Африки, выставка книг, иллюстраций, фотоальбомов об Африке, DVD «По дороге с облаками», рюкзаки и шляпки для каждого ученика.

Эпиграф урока: Кто путешествует, тот познаёт. (Арабская пословица).  

Ход урока

1.      ОРГ  МОМЕНТ.

Объявление темы, целей и задач урока.

Звучит музыка «В мире животных».

–Уважаемые гости! В эфире программа «Клуб путешественников» и  я  её ведущая Нелипович Светлана Станиславовна. У нас в студии учащиеся 1 класса Шортандинской средней школы N1.Они хотят поделиться впечатлениями-показать, как у них прошло совсем недавно путешествие по одному из материков нашей планеты – путешествие по Африке. Девиз всей жизни этих ребят: Кто путешествует, тот познаёт.

Путешествие было сложным, необходимо было преодолевать множество препятствий, в процессе чего нужно было показать свои математические знания, а именно умение решать задачи на сравнение чисел, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение остатка, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, на сложение и вычитание десятков, показать знание состава чисел в пределах 10, проявить смекалку, а также оказать посильную помощь товарищу или кому-либо попавшему в беду.

Но сначала, ребята, я хочу, чтобы вы рассказали о своём месте жительства:

1)      В каком государстве мы живём? (Казахстане)

2)      А вы знаете на каком материке находится наше государство? (Всего существует на Земле 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Казахстан находится на Евразии.)

3)      Какой город является столицей Казахстана? (Астана).

(На интерактивной доске показ политической карты мира, где выделена Евразия, а на ней Казахстан; показ Астаны.)

4)      А как называется посёлок, в котором вы живёте? (Шортанды).

5)      Вы любите путешествовать?

6)      На чём можно путешествовать?

7)      А как называют людей, которые любят путешествовать и совершают это по какой-либо местности? (Туристы).

(Показ слайдов о туристах и рассказ учителя.)

Туризм- это вид спорта, это групповые походы, которые совершают люди, имеющие цель – физическую закалку организма или же, это вид путешествий, совершаемых для отдыха и с образовательными целями. Нет отдыха прекраснее туризма! Он приносит громадную радость, настоящее счастье, от которого захватывает дух, но и такую же громадную пользу. В туристических походах человек здоровеет, закаляется, становится мужественнее, укрепляется нервная система. У туристов немного забот, а те , что есть,  не бывают обременительными. Мало кто любит готовить обед у себя дома. Сварить же кашу на костре всем вместе – просто удовольствие. Силу, стойкость, находчивость, умение никогда не унывать, воспитывает в человеке походная жизнь туриста. И самое главное, туризм приучает всегда помнить и заботиться о товарищах. Как нигде, крепнет в походе настоящая большая дружба. Чтобы туристический поход прошёл удачно, к нему необходимо приложить ПАМЯТКУ, которой  нужно придерживаться. (Вывешивается на доску.)

ПАМЯТКА    ТУРИСТА:

I . Подготовка.

II .Тренировка.

III .Выносливость.

IV. Бесприкословное подчинение руководителю.

V. Постоянно помнить о товарищах.

VI. Не хныкать.

VII. Беречь красоту природы.

VIII.Не только смотреть, но видеть.

Итак, ребята, давайте представим, что вы вновь отправляетесь в путешествие, и поэтому пройдём ПОДГОТОВКУ – настроимся на него.

(Уч-ся хором произносят):

Я умный и у меня честное сердце.

Всё, чего хочу, могу добиться.

Самое главное – это захотеть и начать делать.

До отправления нашего поезда остались считанные минуты.

2. УСТНЫЙ СЧЁТ. 

1).Счёт от 0 до 10, а потом счёт десятками в прямом и обратном порядке.

Садимся в поезд и отправляемся в путь.

Пока мы едем в поезде, пройдём ТРЕНИРОВКУ:

2).Арифметический диктант.

(Запись в тетради: 23 апреля. В классе.)

К 4 прибавить 3, от 8 отнять 2, сложить числа 9 и 1, 5 без 1, 8 да 2, I слагаемое 20,II слагаемое 10,чему равна сумма?; уменьшаемое 40, вычитаемое 20, чему равна разность?; 50 увеличить на 50, 90 уменьшить на 40.

Проверка: 7, 6, 10, 4, 10, 30, 20, 100, 50.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

– Итак, ребята, нашему взору открываются пустыни, а это такая местность, где нам  двигаться нужно будет пешком, поэтому нам понадобится ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Пустыня Кызыл – Кум (показ слайдов) находится в Узбекистане, а это государство граничит с Казахстаном (показ на политической карте).

На песках мы видим какие-то начертания, что бы это значило?

А это значит, что нам нужно двигаться дальше вниз по карте.

– Что такое карта? ( Это чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. Карты бывают разные.)

Далее опять пустыня – пустыня Кара – Кум, которая находится в Туркмении.

Это государство тоже граничит с Казахстаном на юго – западе.

(Показ слайдов, песня «Кара - Кум». Учащиеся решают примеры по карточкам на +  и -   в пределах 10.

Здесь нас ждёт ещё одно задание, после выполнения которого, мы сможем пересечь пустыню. И нам кто-то в этом поможет.

4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.  

Загадка:

Всю жизнь он носит два горба,

Хотя возможно и не два.

Имеет два желудка!

Но каждый горб – не горб – амбар!

Еды в них на 7 суток.     (Верблюд).

Верблюды – млекопитающие, созданные природой для жизни в безводных пустынях и сухих степях. Они приспособились к этому благодаря мозолистым подушкам на стопах ног. Мозоли предохраняют ноги от ожогов о раскалённый песок или почву, от травм об острые камни. Есть мозоли и на коленях и на других участках тела, соприкасающихся с землёй. Верблюды бывают 2-х горбые и 1–а горбые. Одомашнил человек верблюдов 300 тыс. лет назад. Одногорбых верблюдов называют быстроходными, т. к. они могут пробегать более 20 км\час.

 – А как ещё называют верблюда?  (Кораблём пустыни).

Поражает их выносливость: в самых жесточайших условиях они могут проходить по нескольку километров в день, неся груз в 150 – 250 (400 кг). И так могут идти неделю, 2, иногда останавливаясь для отдыха. Все запасы еды верблюд носит с собой. В его горбах около 100 кг жира, который служит ему в пути и едой, и питьём.

 – Давайте решим задачи про верблюда (устно):

1) У нас в стране разводят 1 породу одногорбых верблюдов и 3 породы двугорбых верблюдов. Сколько пород верблюдов разводят в нашей стране? (1+3=4)

2) Конь растёт 5 лет, а верблюд на 3 года дольше. Сколько лет растёт верблюд? (5+3=8)

– А теперь нашему вниманию открываются горы Эльбрус. А в горах необходимо БЕСПРЕКОСЛОВНО ПОДЧИНЯТЬСЯ СВОЕМУ РУКОВОДИТЕЛЮ и выполнить задание на доске.

5. ПОВТОРЕНИЕ СОСТАВА ЧИСЛА В ПРЕДЕЛАХ 10,100. (Звучит песня «Если с другом вышел в путь», на фоне показа слайдов о горах Эльбрус,  уч-ся выполняют задание на доске.

6. РЕЛАКСАЦИЯ. (Звучит «Песенка Красной Шапочки», уч-ся выполняют физические упражнения.)

7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

– Итак,  мы прибыли в Африку. Это самый жаркий материк, второй по величине после Евразии. Здесь находится самая величайшая пустыня мира – пустыня Сахара. (Показ слайдов.)

Температура воздуха здесь зимой + 10, +12, а летом + 40 и выше, температура песка в Сахаре +70. В Сахаре огромные площади занимают каменистые пустыни – ровные пространства, покрытые камнями. С ними чередуются глинистые и песчаные, где громоздятся дюны и барханы. С ка кими бы трудностями мы не столкнулись, нужно ПОСТОЯННО ПОМНИТЬ О ТОВАРИЩАХ.  

В Африке протекает самая длинная река мира – Нил. Её длина 6671 км. Есть и другие реки: Конго, Нигер, Замбези, Лимпопо. (Показ слайдов.)

1) – Давайте решим задачу про африканские реки.

Река Нил длиннее Конго, река Конго длиннее Замбези. Какая река самая короткая? (Замбези.) Какая река самая длинная? (Нил.)

 В реке Нил, да и в других водится много рыбы, а также хищники.

Отгадайте ЗАГАДКУ:

Мы слезам его не верим.

Называем хищным зверем.

Рыбку мигом проглотил

И заплакал ... ( Крокодил.)

Существует выражение «крокодиловы слёзы». Что оно обозначает?

2) Давайте решим шуточную задачу про крокодила:

Крокодил достал ракушки

Все ракушки, как игрушки

Их не трудно перечесть:

Всех ракушек было шесть.

Заигрался крокодил

И одну вдруг проглотил.

Как же тут не горевать,

Было шесть, осталось….(пять).

3) – А теперь отгадайте ребус:  

И эта задача будет на смекалку:

По реке плывёт бревно

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил

Нос откусит Крокодил! (Показ слайдов)

Какой отрезок длиннее, левый или правый? (Одинаковые.)

– И так, мы движемся  дальше, и  нашему  взору открываются экваториальные леса. Экваториальные леса вечно зелёные, сбрасывают листву не сразу, а постепенно. Деревьев насчитывается около 1000 видов. Это фикусы и пальмы, бананы, древовидные папоротники, лианы, масличные пальмы. (Показ слайдов.)

Животный мир экваториальных лесов богат и разнообразен. Многие животные обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны: мартышки, шимпанзе, павианы, гориллы и другие. С некоторыми из них столкнулись наши путешественники. (Показ слайдов.)

3). ЗАДАЧИ В СТИХАХ:

а). Семь мартышек, семь соседок                     

Со своих сбежали веток,                                    

Все повисли до одной                                       

На хвостах вниз головой.

Раскричались, раскачались                             

Меж собою передрались.                                

Больше всех досталось в драке                        

Самой главной забияке

С ветки сбросили её.

Сколько будет без неё?

 (7 – 1 = 6)

б). Однажды девять обезьян

Болтая вечерком

Дойти до самых жарких стран 

Задумали пешком.

А я пожалуй не пойду, –

Промолвил павиан, –

В зоологическом саду

Не станет обезьян.

Сколько обезьян отправились Жаркие страны?

 (9 – 1 = 8)

Решим письменно:

а). В зоопарке горилле добавляют в пищу ежедневно 2 кг арбузов и 3 кг ягод. Сколько всего килограммов арбузов и ягод съедает горилла за день?

2 + 3 = 5 (кг)

                  Ответ: 5 кг.

В экваториальных лесах обитают и крупные хищники. Это леопарды и львы.

б). У льва 3 детёныша, а у леопарда 4. На сколько больше детёнышей у леопарда, чем у льва?

4 – 3 = 1 (д.)

                Ответ: на 1 детёныша.

 Группа наших туристов двигалась дальше и попала в саванны. Саванны – это равнина, где обилие света и свежий воздух. Тут низкорослые деревья и кустарники. Нигде нет в мире такого скопления крупных животных, как  в африканской саванне: антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, по берегам рек встречаются бегемоты. Очень много хищников – гепарды, леопарды, шакалы, гиены, львы. (Показ слайдов.)

6). Решим устно:

а). На Земле 5 видов носорогов – 3 азиатские, а остальные африканские.

Сколько существует видов африканских носорогов?

(5 – 3 =2)

б). У носорога 1 рог, а у жирафа на 3 больше. Сколько рогов у жирафа?

 (1 + 3 = 4)

в). В зоопарке двух годовалому слону ежедневно в пищу добавляют 3 кг хлеба, 1 кг гороха, а свёклы столько, сколько хлеба и гороха вместе. Сколько свёклы съедает слон за день?

(3 + 1 = 4)

8. ИГРА «Помоги ГОРИЛЛЕ».

Неожиданно туристы увидели пальму, на которой сидела ГОРИЛЛА и просила о помощи. Она из-за вывиха лапы не могла спуститься с пальмы.

А наши туристы хорошо помнили о том, что нужно всегда оказывать помощь тому, кто попал в беду. Они решили помочь ГОРИЛЛЕ, а для этого нужно решить примеры и поставить правильно знаки.

30 + 20 =                               60 × 100

40 – 20 =                               90 × 30

60 – 60 =                               6 – 2 ? 10 – 6

100 + 0 =                               5 + 3 ? 4 + 4

<

=

50

>

20

=

0

100

И

О

С

Б

П

!

А

С

Записать буквы по порядку в соответствии с ответами. НЕ  ХНЫКАТЬ, и всё получится. А получится слово: СПАСИБО!

ГОРИЛЛА поблагодарила туристов и угостила конфетами «Поиграем в джунгли» с изображением слона, зебры, жирафа, льва, а также угостила финиками. (Учитель угощает ребят и гостей – учителей, присутствующих на уроке.)

Путешествие ребят подходило к концу. Попрощавшись с Африкой, учащиеся отправились домой. (Просмотр фрагмента м/ф «По дороге с облаками»)

9.СООБЩЕНИЕ О НАСЕЛЕНИИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ. 

Африка – это материк, на  котором очень много государств (показать на политической карте мира). Живут здесь люди разных рас: европеоидной, экваториальной (негроидной) и монголоидной. Основную часть населения составляют негры – люди с тёмной кожей. Эти люди, как и люди других стран и континентов заботятся о своей природе, об охране природы и животных, и поэтому в Африке имеются заповедники и национальные парки.

– Ребята, а кто знает, что такое заповедник? (Это территория, на которой охраняется в естественном состоянии вся природа – растения и животные. Запрещается уничтожать животных и губить растения.)

Заповедники и национальные парки немного отличаются друг от друга. В заповедниках разрешается находиться людям, которые ведут какую-нибудь исследовательскую работу. А национальные парки могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать там установленные правила. (Показ слайдов о заповеднике в Кении и национальном парке Крюгер в ЮАР.)

– Ребята, мы все должны БЕРЕЧЬ КРАСОТУ ПРИРОДЫ, а также

НЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ, НО И ВИДЕТЬ.

10. ИТОГ УРОКА.

– Ребята, так чем же мы с вами занимались на уроке? (Рассказали о своём путешествии.)

– Что интересного вы узнали для себя?

Всё, что вы повстречали на своём пути, о чём говорили, что показывали на карте должно охраняться человеком.

(Зачитывается стихотворение Е. Шкловского):

Смотрю на глобус – шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».      

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас береги».

Остановил олень свой бег:

«Будь ЧЕЛОВЕКОМ, человек

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Смотру на глобус – шар земной

Такой прекрасный и родной

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу…»

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить таблицы сложения и вычитания в пределах 10, сложение и вычитание десятков в  пределах 100.

– На  этом наша программа закончена, проводим гостей. (Учащиеся встают и ждут пока присутствующие учителя выйдут из кабинета под музыку «В мире животных».)

 

  Литература к уроку математика:

  1. А.П. Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысенко, Д.А.Стогова, С.В.Голонзанова:  «Логические игры и задачи на уроках математики», Ярославль  «Академия развития» 1997 г.
  2. О.В. Уварова «300 задач и примеров по математике»

     Москва «Астрель» 2008 г.

  1. В.В.Волина «Мир животных». Ростов – на – Дону, «Феникс», 1999 г.
  2. Т.Д. Нуждина . Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» (Мир животных и растений). Ярославль «Академия развития», «Академия, К», 1999 г.
  3. Б. Грхимек «Среди животных Африки», Москва, издательство «Мысль», 1973 г.

При необходимости вы имеете возможность скачать все части вложенных файлов в одно место, выделив их все распаковать в WinRar  на рабочий стол и просмотреть презентацию со  звуком. При отсутствии звука переустановите звуковые файлы.

Автор: Нелипович С.С.
Просмотров: 2204
Дата создания: 24 Марта 2011 г.
Дата редактирования: 29 Марта 2011 г.
www.egov.kz
Опрос